Развитие ребенка трех месяцев

ребенок

Развитие ребенка до года: третий месяц жизни

Характеристика периода развития

На третьем месяце жизни у младенцев появляется эмоциональная реакция на взрослого. Что это значит? Малыш начинает улыбаться маме и папе, хаотично двигает ручками и ножками, всем своим поведением выражая свое «приветствие» Вам. Он замирает, вокализирует, сгибает и выпрямляем ножки и ручки, всем своим существом «стремится к Вам навстречу». Такая реакция называется «комплексом оживления». Этот комплекс — важное достижение для крохи.РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ДО ГОДА: ТРЕТИЙ МЕСЯЦ ЖИЗНИ Он показывает, дитя готово «общаться» со взрослыми, что малыш успешно развивается.

Второе важное достижение для крохи этого периода жизни — движения руки в сторону предмета. Сначала они появляются вроде бы случайно, когда ребенок пытается ухватить попавшиеся под руки игрушки. Но уже совсем скоро они станут целенаправленными.

Усиливаются у малышей на этом месяце реакции на новизну: как только малыш замечает что-то новое, занимательное, необычное, непривычное, он сразу непроизвольно переключает все свое внимание на него. Если где-то рядом слышится песня, у малыша возникает потребность увидеть лицо поющего.
Итак, на третьем месяце жизни отдельные ориентировочные реакции сменяются исследовательской активностью малыша, направленной на сбор информации об окружающих с помощью мамы и папы.

Сенсорное развитие

Целью этого периода становится дальнейшее развитие зрительного восприятия (под разными углами, с различного расстояния); знакомство со свойствами предметов, игрушек, которые можно обнаружить с помощью слуха, зрения, осязания (звенит, шуршит, цвет, форма, гладкий, шершавый, и пр.); развитие рук малыша (способствуем раскрытию ладошки и побуждаем ребенка самостоятельно притягивать к себе игрушки-подвески).

Для реализации этих целей родителям пригодятся простые упражнения:

1. Яркую погремушку или маленький бубен поворачиваем яркой стороной к ребенку. Ребенка укладываем на живот. На расстоянии 30-40 см встряхиваем игрушку, заставляя ее звучать. Звук побуждает малыша 2-3 раза поднять голову и посмотреть на звучащий предмет. После того, как малыш поднял голову и посмотрел, переворачиваем его на живот и даем рассмотреть игрушку. С помощью этого упражнения желательно добиться удерживания головы в течение 30-40 секунд. Игрушки в следующий раз заменяем на другие.

2. Музыкальная игрушка (зайка-барабанщик, танцующий мишка, крякающая уточка, звонкая неваляшка) размером 20-25 см устанавливает на полку на уровне глаз взрослого. Мама берет малыша вертикально на руки (но не сажает!), подносит к полке с игрушкой и дает возможность малышу найти глазками то, что его заинтересует — игрушку. После этого папа или бабушка начинают акцентировать на игрушке внимание: обращаются к малышу, встряхивают, заводят, извлекают звук. «Посмотри, Петя, это неваляшка, дзинь-дзинь, вот как она звенит! …» Затем можно отдалять или приближать игрушку, повторяя все действия, но с другого расстояния. Это упражнение способствует закреплению исследовательской реакции малыша, малыш учится сосредотачиваться на игрушке 30-40 секунд и более.

3. Массаж ручек и ладошек резиновым мячиком с мягкими шипами или просто массаж мамиными руками, пальчиковая гимнастика. Так мы способствуем раскрытию ладошки ребенка.

Показатели развития:

  1. Лежа на спине ребенок способен сосредоточиться на игрушке 25 сек. и более
  2. Из любого положения (на спинке, на животике, на боку, на руках у мамы) проявляет интерес к игрушке.
  3. Удерживает головку, поднимаясь на предплечья, активно реагирует на передвижения папы и мамы.
  4. Пытается протянуть руку к игрушке и разжать ладонь.
  5. Удерживает вложенную в руку ленточку 10 сек.

Эмоциональное развитие

Эмоциональное развитие

Целью в этом направлении развития ребенка выделяется «комплекс оживления», двусторонний контакт с родителями, побуждение к двигательным, эмоциональным, речевым проявлениям оживления.

Для этого мама наклоняется над малышом (30-40 см), улыбается ему, ласково зовет его по имени, повторяет за малышом звуки, если тот их произносит, как бы «поддерживает» его. Как правило, малыш улыбается в ответ, издает звуки, двигает ручками и ножками, тянется «навстречу» родителям.
Показатели развития: «комплекс оживления».

Подготовка к развитию речи

Знакомя малыша с окружающим миром, показывая те или иные предметы или игрушки, мама с папой расширяют его словарный запас. Для этого конечно же желателен богатый выбор игрушек, подобранных по принципу сходства и различия, например, шарики и валики, шнурочки и ленточки…

Включая в свой «разговор» с малышом фольклорные пестушки и потешки, родители способствуют появлению гуления. На фоне хорошего настроения ребенка мама повторяет за малышом гласные звуки, если тот их произносит. Если нет — произносит их сама, медленно показывая артикуляцию губ. Ребенок сначала вслушивается, потом как бы случайно повторяет, затем произносит все ближе к образцу.
Вот, например, в ходе упражнения можно использовать текст:

Наши курочки в окно
Ко-ко, ко-ко, ко-ко!

Наши гуси у прудаааа
Гa-га-га! Га-га-га! и т.п.

Попутно можно показывать ребенку игрушечных курочек и гусей. Каждое двустишие повторяется по нескольку раз.

Показатели развития:

  1. Замирает, услышав маму/папу. Реагирует улыбкой на ласковые и на «строгие» интонации в голосе родителей.
  2. Пытается гулить, отвечая на мамины протяжные гласные.
  3. В речевых реакциях начинают проявляться разные интонации, выразительность.

Развитие моторики

На третьем месяце жизни продолжаем развивать сенсомоторную активность ребенка, общую двигательную активность, стараемся развивать движения рук.

Что это значит:

  • — стараемся удерживать головку, лежа на животике и в вертикальном положении на маминых руках. Для этого просто кладем малыша на живот или берем на руки в вертикальное положение.
  • — готовим к самостоятельным поворотам на бок (поворачиваем на правый бок, на левый бок, показываем последовательность движения рук и ног при этом).

Еще одно очень полезное сенсомоторное упражнение: для него понадобятся шарики диам.2,5 см — твердые, мягкие, поролоновые (пружинящие); валики дл.7-8 см и диам.1,5см, обшитые различной тканью; игрушки (куколка, морковка и пр.) по размерам ручки малыша.
В ходе упражнения вкладываем перечисленные предметы в одну ладонь, потом в другую ладонь, и удерживаем в ладони ребенка, как бы побуждая посильнее схватить и подольше удержать. Такие вкладывания повторяются несколько раз, чтобы ребенок ощутил их свойства — твердость, мягкость, шероховатость, гладкость, тяжесть, легкость и пр.)

Показатели развития:

  1.  Лежа на животике, поднимает головку и удерживает 1 минуту. То же самое — в положении на руках у родителей.
  2. При поддержке мамы под мышками, крепко упирается ногами в твердую опору, выпрямляет ножки в колене и упирается в опору обеими ступнями.
  3. Удерживает в руке вкладыш до 10 секунд.
Прокрутить вверх